четверг, 18 июля 2013 г.

Рецензия на повесть Владимира Коркина «Пространство нелюбви»

Рецензия на повесть Владимира Коркина «Пространство нелюбви»


События, о которых рассказывается в книге Владимира Коркина «Пространство нелюбви» охватывают 1970 - 2002 годы: застойное предперестроечное время и саму перестройку, изменившую облик страны.
Тогда люди с энтузиазмом восприняли лозунги перемен: «гласность – ускорение - перестройка» и поначалу, казалось, что изменения в стране действительно начались. В 80-х годах было построено много благоустроенного государственного жилья, квартир, детских садов, школ, поликлиник, исчез страх и угроза ядерной войны. Но тогда же были допущены ошибки, стоившие стране рухнувшей экономики: вывод товаров и сырья в частный сектор, с возможностью отделить частный капитал от государственного; организация товарно-сырьевых бирж для подготовки товаров к экспорту; вывоз их за рубеж за валюту и импорт дешевых товаров. В стране началась вакханалия, главными действующими лицами которой стали сами же члены правительства, под шумок стремившиеся оторвать куски пожирнее, открывшие дорогу либеральным фундаменталистам.

Тогда не было сферы народного хозяйства, которую бы не затронули бы эти процессы. В одночасье стране стали не нужны молочные фермы, от которых срочно избавлялись, сдавая коров вместе с телятами на мясокомбинаты, а затем, закупая сухое молоко из-за границы; сады, которые вдруг перестали родить и вырубались повсеместно, чтобы завозить импортные фрукты; оказались убыточными фабрики, заводы, до которых не доходило сырье, а это сырье просто перестало добываться. Месторождения драгоценных металлов, угля, нефти закрывались, но отмечались в уме, чтобы, в один прекрасный момент, быть проданными заинтересованным людям. Эти же люди придумали, как скупить всю недвижимость страны, голодным людям, стоявшим в очередях, не оставив ничего. Рыба гниет с головы и «партия» в этот период загнила первой, изо всех сил цепляясь за существование и преследуя тех, кто мешал ей.
Особо почувствовали на себе это люди, стоявшие на передовой слова, объездившие всю страну, видевшие, как тяжело живут люди, знающие их мнение и не умеющие молчать. До перестройки цензура статей была полной, критиковать руководство запрещалось, говорить разрешалось только по делу. Пишешь репортажи, пиши, как машинист ведет поезд, сколько добыто угля, а не о том, что нужно изменить для того, чтобы людям легче жилось и работалось. Правда в нашей стране была в то время понятием абстрактным, и у каждого партийного чиновника она была своя. Кому-то она помогала работать на благо народа, а кому-то мешала, так как приоткрывала людям глаза на пороки власти и закрывала ей пути к пресыщенной жизни. За это журналистов преследовали, выживали с рабочих мест и просто уничтожали. Поэтому закономерно рождение повести «Пространство нелюбви» Владимира Коркина, всю свою жизнь отдавшего работе в журналистике, не понаслышке знающего о сложностях этой профессии.
Главный герой его повести Вениамин Мирошин - обыкновенный парень, недавно назначенный секретарем партийной организации редакции городской газеты, которому новая жизнь еще не успела надоесть. Но журналистика у него в крови. Он наслаждается самим процессом творчества, строчит по ночам статьи на вольную тему, этакие психологические портреты «эссе» на социальную тематику. Кто сказал, что талант нужен только для написания художественного произведения? Статьи требует не меньше мастерства и знаний, если не больше, так как журналисту приходится менять темы и никогда не повторяться. «Он жил своими газетными заботами, никого не подсиживал, никому не перетирал косточки в узком кругу, считался человеком надёжным, которому можно доверять: никого не сдаст, не сподличает», - говорит автор о своем герое, характеризуя его, как человека, со всех сторон, положительного. Как-то ему пришлось оценивать работу редакционных коллективов предприятий. Не имея права молчать о недостатках, он критично высказался по отношению к работе своего старого приятеля Пахомова. Критика была обоснованной, но меткое слово порой способно ранить, не хуже пули. Пахомов не забыл критики и вскоре напомнил ему об этом.
Раскрывая характер своего героя, автор точными, лаконичными словами описывает атмосферу, в которой тогда жили люди. «Нехватка продовольствия и добротных промтоваров заслоняли даже дела на работе». Недоедая, люди изыскивают свои способы выживания, которые не приемлет партия, например, преследуя деревенского старика, пытающегося продавать излишки со своего огорода. «Днём милиционеры и дружинники постоянно проводят рейды», излишне рьяно выявляя подозрительные элементы, и знакомый геологоразведчик, с которым Вениамин когда-то встречался на севере, приехавший к нему искать защиты для этого деда, вынужден отказаться от гостиницы и заночевать у него. «Новый генсек требовал всех партийцев, замаранных чем-то, выжигать из партии калёным железом. А ты горой встал за кого? За частника», - испуганно говорит ему гл.редактор газеты и вопрос о публикации материала отпадает сам собой. История частника доходит до обкома: «Тебе что, не о чем писать больше, как брать под защиту бывшую лагерную копоть? Расплодились тут торгаши, кулаки под крыльцом обкома!», - кричит на него первый секретарь.
Тем временем застой вошел в свою окончательную фазу загнивания. Вместе с растущим напряжением в стране, меняются и люди, теряя взаимоуважение, патриотизм, неравнодушие. Власть стремительно отделяется от народа, прикрываясь общими умными фразами. И новая встреча с Пахомовым, только подчеркивает разницу жизни между элитой и простым народом. «Перед ним стоял лощёный чиновник, аппаратчик ЦК». Желая восстановить дружеские отношения, Вениамин приглашает его к себе. «После Вениамин недоумевал, какой чёрт толкнул его под локоть? Видел же: не расположен Пахомов к нему, перед ним был человек с огромными амбициями, и стоило ли ему хоть в чем-то доверять?». «Полюбуйся, всласть поиздевались над стариком... Явный же перехлёст!», - наивно говорит он Пахомову и радуется, когда тот забирает статью в Москву.
На фоне предперестроечной атмосферы автор максимально полно раскрывает проблемы нравственности. Желание предстать перед начальством в лучшем свете, выторговать для себя еще больше места под солнцем за счет другого, оказалось сильнее здравого смысла, добра и дружелюбия. А методы борьбы с теми, кто не угоден, приобрели в партии формы просто угрожающие. «Отлично, он, метёлка пустоголовая, видно, думал нас заложить в ЦК. Представляешь, пригласил к себе в гостиничный номер Пахомова, а кто он сейчас ты знаешь, и подсунул ему райгазету с ударной статьей по бывшему зэку, ныне, считай, кулаку Стогову. Прохор её попридержал и звякнул мне, - говорит секретарь обкома своему дружку. - …Мой добрый прежний совет не лезть не в свои сани, газетёнщик в расчет не взял. Пусть пеняет на себя. Даю тебе две недели раскопать всю его подноготную. Пока пусть твои парни вместе с ребятами из параллельной структуры берут его в разработку, да по полной программе…».
Безупречное поведение главного героя не позволяет его обидчикам выступить против него напрямую, но провоцирующие ситуации создаются искусственно: «А что, у тебя нет спецсредств? Пусть ему твоя техничка создаст красивую жизнь в его кабинете. На улицах провоцируйте на скандалы». «Терпит попрыгунчик. Хоть стал журналюга кашлять, смесь в баллончике хитрая. Только бы пошёл в поликлинику, или лёг в больницу. Влепят ему наши сестрички укол, забуянит, - затолкаем в психушку».
Не может автор обойти и глобальные проблемы добра и зла, скорее даже вся архитектоника произведения основана на их противостоянии. Эти категории всегда были относительными: то, что для одного добро, для другого зло и наоборот. Любое зло придя к власти, объявляет свои ценности и действия добром, а все, что не соответствует этому злом. Кто с этим не соглашается, уничтожаются физически и морально, остальные постепенно меняют свои взгляды и принимают желаемое за действительное. И все же вечные нравственные принципы не дают скатиться миру к той точке, за которой возврата уже нет и пусть вперевалочку, медленно, с надрывом мир шагает в будущее. И противопоставляя натиску зла честную работу и терпение главного героя, автор упрямо подводит читателя к выводу, что добро должно побеждать.
Мир действительно не без добрых людей и Вениамину становится известно о планах обкома. Чтобы защитить семью он бросает все и уезжает из родного города, но от клейма «Враг» уйти сложно. Надломы, душевная усталость, пошатнувшееся здоровье и святые места, как единственное утешение человека, которого нигде не ждут. Что может один человек? И может ли вообще? Страшно становится, когда понимаешь, что жизнь человеческая ничего не стоит, но еще страшнее, когда человека травят люди, которым ты когда-то доверял. Нет ничего хуже предательства, ложных иллюзий и в пустую потраченного времени. Предательства в жизни главного героя было достаточно, ложных иллюзий он лишился, когда узнал правду, что же касается впустую потраченного времени, то будучи вдали от семьи, ему ничего не оставалось, как только работать. Невозможно бороться с государственной машиной, а когда машина наезжает на тебя преднамеренно, спасения нет. Но находятся люди, что поддерживают героя. Оказывается, человек может остаться человеком в любой ситуации и тогда мир принимает его сторону. Перестройка многое изменила в стране, и уже то, что люди перестали бояться, оправдывает того человека, что ее начал. Но она исковеркала судьбы, изменила страну, разрушив братский союз пятнадцати республик и сложно оценить ее однозначно.
Владимир Коркин без сомнения мастер слова и читать его произведения одно удовольствие. Четкий слог, красивые обороты, продуманные реалистичные сцены, размашисто на всю страну раскрытый сюжет и глубина произведения притягивают внимание читателя и, начав читать это произведение, оторваться невозможно. Его главный герой - настоящий мужик, просто попавший между спиц колеса истории. Он умудряется бороться и сохранять человеческие качества в совершенно безвыходных ситуациях и вызывает не жалость, а сопереживание и желание заглянуть в конец повести, чтобы узнать, чем же закончилась эта история. А то, что сюжет к тому же описывает дела не так давно минувших дней, делает произведение Коркина своеобразным бестселлером, читая который очень хочется, чтобы подобное больше не повторилось.

Автор рецензии Маргарита Строд

Приобрести книгу можно ЗДЕСЬ

Комментариев нет:

Отправить комментарий