Рецензия на роман Татьяны Купер «Русская жена»
Роман Татьяны Купер «Русская жена» это исповедь человека, прошедшего непростой извилистый жизненный путь. Он поражает беспощадностью авторского взгляда на собственные поступки, подкупает искренностью повествования и заставляет задуматься о жизни и женской доле, в частности.
Женская судьба, вообще, сложная штука, потому что множество ипостасей: мать, возлюбленная, спутница жизни, хранительница очага, возложены именно на женщину и от того, как она исполнит свои роли, зависит будущее ее детей, семьи и мужчины, рядом с которым она идет. Но это в идеале, когда женщина морально готова нести такую ношу. В жизни все сложнее. На становление девочки, как женщины и ее жизнь влияют многочисленные факторы, и главное место в этом процессе отведено семье.
Сложная семейная атмосфера с детства наложила отпечаток на характер маленькой Тани. Она росла в атмосфере постоянных скандалов, драм, ссор с соседями. Ее родители, не стесняясь в выборе методов, старались выжить сестру матери Татьяны, с которой они делили комнату в коммунальной квартире, и девочке с раннего детства поневоле пришлось стать свидетелем самых низменных человеческих страстей. «Мама, папа и бабушка теперь сделались настоящими союзниками. Они не гнушались никакими методами, чтобы избавиться от тети Лены и ее семьи», - пишет автор, как бы поясняя, что в иное время они союзниками не были. «В ход шли жалобы и письма местным властям, порочащие тетю Лену и ее мужа и обвиняющие их в самых страшных грехах... А по ночам враждебной семье не давали спать – папа включал свет и громко декламировал свои стихи. Ему же надо было где-то практиковать свои первые шаги в литературе!», - добавляет она, и вспоминается ярлык «Враг народа», которым наделяли неугодных людей «добрые» соседи, заселяясь затем в их квартиры. Наивность девочки помогает ей защищаться, но детство быстро проходит, а людская суть остается. И даже вскоре освободившая злосчастная комната в коммуналке, доставшаяся по наследству матери Тани, сначала по каким-то причинам отказавшей в прописке собственной дочери и теще, не решает проблему этой семьи.
Так постепенно вырисовывается запутанный клубок семейных отношений. Казалось бы, нечего делить семье из четырех человек, но причина для ссор находится всегда. По одну сторону жизненного поля всегда стоит мать Татьяны, красивая, кокетливая, в чем-то расчетливая, а в чем-то слабая женщина, не сумевшая отстоять свое место в семье и сорвавшаяся в загул по этой причине. По другую сторону возвышается отец, поэт, член союза писателей, непререкаемый авторитет для девочки и его мать, неграмотная деревенская женщина, с раздражительным властным характером одинокой женщины, поддерживающая сына всегда, будь он прав или нет. Девочке достается роль футбольного мяча, с переменным успехом заброшенного то в одни, то в другие ворота, пока родители окончательно не расстались. Но и тогда невыносимые условия существования не дают им возможности разъехаться. Коммуналка – это лучший способ уничтожить семью, взрастить злейших врагов и испортить жизнь ребенку. И хуже нет ситуации, когда разведенным супругам приходится обитать под одной крышей, теще и жене делить не только кухню, но и спальню, а детям спать в одной комнате с взрослыми.
Проблема, которую поднимает автор намного глубже простого семейного конфликта, пусть даже растянувшегося на многие годы. Семейная драма развивается на фоне агонии целой страны, не сумевшей обеспечить людей необходимыми средствами и, начавшись с жилищного конфликта, перерастает в конфликт человеческий. И пожилая женщина играет в этой драме одну из главных ролей. «Каждый день бабушка проповедовала ненависть, и мне приходилось выслушивать бесконечный поток недовольства и злобы. Она обычно говорила без остановки, монотонным ворчащим голосом, и в этой монотонности мне чудилась какая-то ужасающая безысходность… Так шли дни, месяцы и годы, а этот поток всё лился и лился, без остановки...».
С душевной болью, ярчайшими картинами описывает автор тему вечного конфликта поколений, и, читая произведение, невозможно не сопереживать героине, стоящей на коленях, вымаливающей у грозной старухи часок прогулки по улице или целующей ей руки, чтобы получить мелочь на детские нужды. «Для меня так и осталось непонятным, какие внутренние мотивы могли заставить эту женщину ставить беззащитного, осиротевшего и обделённого ребенка на колени и обвинять его в неблагодарности!». Родная мать не могла защитить девочку, потому что к тому времени опустилась до крайности, и бабушке было предоставлена возможность безраздельно управлять ее жизнью. Отцу предательство было простить сложнее, и когда однажды после разговора с бабушкой, он сравнил девочку с гулящей матерью, детское сердце было разбито навсегда. Что ребенок может противопоставить ежедневному самодовольному обвинителю? «Ты просто оказалась в тени матери», - спустя многие годы сказал ей отец. Но жизнь то была искалечена.
Внутренний мир девочки огромен, при внешней кротости, все события переживаются ею эмоционально бурно. Но ей приходится сдерживать свои чувства, потребности, запросы, ожидания, цели и просто мысли, опасаясь вечного недовольства и гнева старой женщины, внешне сужая свой мир до тесной квартиры и по-детски наивных дневников, пытаясь удержать себя в тех рамках, что для нее возвели. Дом, как клетка, в которой нет покоя, а есть вечное унижение, травля и всеобщее презрение, таким предстает перед нами мрачный мир семьи автора.
Автору, без сомнения, удалось передать драму ребенка и нездоровую обстановку в семье, где вечные ценности любовь, благородство, доброжелательность, великодушие были подменены на ненависть, ложь, гнев, предательство. Бунт был неизбежен, и он произошел, девочка стала девушкой, и удержать ее в цепях оказалось невозможно. Потом были личные трагедии и попытка самоубийства, что на фоне ежедневной тирании, не представляется чем-то странным.
Нелегко автору дается исповедь, но она честна перед собой и читателем. Правда всегда тяжела, а когда она касается родных людей говорить еще тяжелее. Но автор неумолимо заставляет себя рассказывать о своей жизни, размышляя над мотивами действий своих близких и своем отношении к этому. Но даже печаль и безысходность жизни не может скрыть прорывающуюся наружу невероятную жажду любви, исканий, стремлений подростка, молодой женщины, ошибающейся, оступающейся, но ищущей счастья. Поиски любви, когда не знаешь ей цену, ведут к разочарованиям и одиночеству. Этой нехитрой премудрости ее научили люди, а не семья, ценить добро и великодушие научила улица. «В поисках любви я прошла множество незнакомых дорог, но, по сути, только раздавала себя по кусочкам – свою гордость, свою порядочность, свои мечты. Я разменивала золото на дорожную пыль, и относила свою душу на бойню».
Любой жизненный путь – это дорога к Богу, уверяет читателя автор, ей же достался не самый легкий, без поддержки и любви родных превратившийся в мучительные поиски себя и своего предназначения. Она не оправдывает себя за бунтарство, но от такой жизни стоило бежать. Главное, что она все же отыскала заветную тропу, и с надрывом, преодолевая препятствия, все же выбралась из тенет прошлого.
Таков роман Татьяны Купер «Русская жена», история о сложных человеческих характерах, утраченных иллюзиях и обретенных вечных ценностях, история возвращения человека к Богу. Жизненный путь, на котором она чуть не потеряла себя, спустя сорок лет дал ей возможность по крупинкам собрать золото своей души, подарив настоящую любовь в чужой стране, но главное, что в ее сердце вернулась вера и любовь к Богу, осветив ее жизнь новым живительным светом. Поэтому более чем поучительны слова автора, которыми она заканчивает роман: «Я благодарна Богу за три чудесные вещи: За отведенное мне Время – достаточное для того, чтобы открыть свой Потенциал. За предоставленный мне Выбор – достаточный для того, чтобы найти, что делать со своим Временем. За окружающее меня Изобилие, из которого я могу выбирать, как провести Время со своим Потенциалом».
Автор рецензии
Маргарита Строд
Купить книгу можно ЗДЕСЬ
Комментариев нет:
Отправить комментарий