Рецензия
На повесть и рассказы
Владимира Коркина
«Откровения гаснущей звезды»
«…Кто считал здесь версты? Какой математик возьмется измерить здешние овраги, малые и большие каньоны, лощины, подъемы на перевалы, распадки, переправы по грохочущим летом речушкам, а то и разлившимся рекам!.. Подпрыгни - и твоя ладонь сорвет сырые ватные клочья… Унылое однообразие горных кряжей, зажатых тучами, скрадывали редкие здесь островки до отчаянности желтых цветов. Вершина перевала, голая и плоская, словно грубо обструганная столешница, являла собой адскую смесь гравия, глины, щебня, песка, камней. Ненастье. Хлебнули ребята лиха…»
Таким престает перед нами крайний север в повести «Откровения гаснущей звезды» Владимира Коркина - земля не для всех, суровая и отчужденная. Это в центральных областях России овраги зарастают лесами, а на севере они, словно раны разверстые, рвут на части землю, нещадно. Каньоны же, разросшиеся до немыслимых размеров, кажутся заимствованными из лунных пейзажей. И противостоять непредсказуемой стихии, когда техника не выдерживает, непростое дело.
Неторопливо рассказывает автор об испытаниях, доставшихся на его долю. О том, как трак или гусеницу с двадцати метров тащили – тяжесть, от которой жилы вылазили. Что поделать «трудная мужская работа» считали они и выдерживали. Или, как покоряли высоты хребта, до дрожи в ногах и прерывистого дыхания. Высота северная она тоже не для всех и возможно в этом ее притяжение. Как стремились для страны новые месторождения отыскать, как закалялись в непростых условиях и как заново переосмысливали свои чувства, выводя строки писем в дальние дали.
Бескрайни просторы этих земель, оттого местные люди здесь представляют особую ценность, выдержанную в седых веках, закаленную в борьбе за жизнь. Живой они считают землю свою, деревья – духами, Богами - Солнце с Месяцем, да Утреннюю зарю с Вечерней. С молоком матери впитывают они любовь к этой земле и не мыслят себя в других краях. Цветущая тундра вызывает у них слезы, враги – ненависть, дичь – азарт. Они искренни и порывисты в своих чувствах, как эта земля.
Рядом с такими людьми хочется быть чище и проще, хочется забыть о вечно требующем от тебя что-то суетном мире, поклониться ветрам, покориться просторам и остаться здесь навсегда. Но даже на время север тщательно отбирает людей, коллекционирует характеры, нанизывает их, как бусины на тросы истории и сохраняет в рваных вездеходных следах своей памяти.
Тщательно выводит автор характеры своих героев, обращает внимание на мельчайшие детали или наоборот подчеркивает широту души, высвечивает взаимосвязь времен и народов. Можно жизнь прожить в многоэтажном доме и не знать соседей. Север не приемлет такого отношения, как не приемлет ханжества и ложной скромности. Ты или отвечаешь за свои слова и поступки, или ты гнилой фрукт, места которому в этом крае нет.
Умело раскрывает тему автор, то сказ занимательный сказывает, то трудовой подвиг народа славит, то насмешливо подтрунивает над своими злоключениями, то тихо с болью ведает нам о первой любви. Как по заснеженному тракту летел на лыжах, как лез на отвесную Райскую гору, где на вершине была расположена метеостанция, как рвал ладони и обдирал колени, скользя по ее склонам, и как неистовствовал бешеный снежный ураган, пытаясь сбросить его вниз, а он отчаянно с ним дрался.
«Любовь всегда свята», - говорит автор, и ради нее порой человек готов на безумные поступки. Но именно они определяют качество мужского характера, и пусть женщина не дождалась, его сила осталась с ним, провела по жизни и наконец, на склоне лет, вырвалась прекраснейшей песней души.
Маргарита Строд
Страница с книгой ЗДЕСЬ
Комментариев нет:
Отправить комментарий